Подготовка снегохода к новому сезону. Пять основных проверок
Некоторые дилеры полагают за обязанность поддерживать форму в межсезонье. Они готовы участвовать в любой подходящей гонке, в любых испытаниях или просто бесконечно перебирать свой снегоход. Да и мы проводим короткие месяцы межсезонья в подготовке к новому зимнему сезону.
Чтобы надлежащим образом подготовить снегоход к выходу на трассу, следует выполнить 5 основных проверок. У каждого снегохода имеются свои неповторимые особенности и проблемные точки. Так как каждый снегоход уникален, то мы рассмотрим только основные вопросы обслуживания.
То, как эксплуатировался ваш снегоход накануне постановки на хранение, может оказать влияние на содержание подготовительных работ.
Давайте рассмотрим все по порядку.
Топливная система
Состояние топливной системы имеет исключительную важность. Кровеносная система вашего двигателя должна всегда быть в надежном состоянии. Небрежное отношение к топливной системе может привести к самым печальным последствиям.
Для начала, задайте себе один вопрос: все ли я сделал для того, чтобы правильно подготовить свой снегоход к хранению в летний период? Если ответ на вопрос будет "Нет", то это значит, что вы сами себе создали много дополнительной работы, которой можно было бы избежать, если бы подготовка была выполнена надлежащим образом. В данном случае мы не хотели бы углубляться в процедуру подготовки к хранению снегохода в межсезонье, поскольку это будет темой нашей следующей статьи.
Если вы просто загнали свой снегоход в гараж и оставили его там отстаиваться на все лето, то карбюратор (если таковой имеется) потребуется снять. Это важно. Избежать этого не удастся. Следует снять его и осмотреть. В результате осмотра следует обнаружить следы окислов отложений. Все детали карбюратора следует очистить специальным составом и сменить форсунки. Смолистые отложения на стенках узлов карбюратора могут перекрыть ток топлива. Осмотрите все протоки и иглы форсунок на предмет наличия загрязнений и смолистых отложений. Проверьте свободный ход клапанов - эта проблема широко распространена. Обязательно проверьте работоспособность поплавка карбюратора, немного притопив его в бензин. Если из поплавка начнут выходить пузырьки воздуха, смените поплавок. Проверьте правильность настройки дозатора карбюратора. Даже лучшие из нас забудут, как был настроен карбюратор в прошлом сезоне.
Следует убедиться в том, что при наличии установленных нескольких карбюраторах, все они работают совершенно синхронно - чтобы клапана открывались полностью в один и тот же миг. Очистить все детали карбюратора и собрать его снова. Но пока что, не устанавливать его на место.
Пришла пора заняться проверкой сборки воздушного фильтра. Мышей невероятно привлекает воздушный фильтр снегохода. Мыши обожают устраивать гнезда в хитросплетениях воздуховодов, прочищая себе пути входа и выхода. Возьмите хороший фонарь и тщательно все осмотрите. Недоступные взору участки конструкции можно обследовать пальцами. Разумеется, следует тщательно осмотреть состояние воздушного фильтра - нет ли трещин и подсосов или утечек воздуха. Проверьте надежность крепления карбюратора в месте соединения его с цилиндром, т.к. трещины крепления могут привести к утечкам воздуха.
Проверьте систему впрыска масла - нет ли пережимов или просто повреждений трубопровода, а также проверьте тяги - надежна ли их заделка. Смените масляный фильтр (если имеется) и осушите систему.
Слейте все оставшееся топливо из бака. Смените топливный фильтр или полностью его переберите. Дважды перепроверьте правильность установки и сборки узлов и деталей.
Шасси
Сцепление - одна из наиважнейших систем любого снегохода. Чтобы все компоненты системы служили долго и надежно, им нужны регулярный осмотр и надлежащее обслуживание. В случае возникновения подозрений в работоспособности любого компонента системы сцепления, следует обратиться к дилеру изготовителя снегохода для получения точных консультаций или чтобы Ваш снегоход получил наилучшее техническое обслуживание.
Обязательно следует продуть сцепление сжатым воздухом (сухим, без масла). Оба блока сцепления следует осмотреть на наличие трещин или иных повреждений. Если вам доводилось видеть машину, потерявшую управление, то вы поймете, насколько опасна неисправность сцепления. Так что своевременный осмотр может предупредить возникновение аварийной ситуации. Любые детали, имеющие следы износа или повреждений должны быть сразу же заменены.
Снимите грузики и их крепления с первичного диска сцепления. Тщательно осмотрите все вращающиеся детали - нет ли на них притертостей или нагара. Повращайте нажимной диск, чтобы проверить, насколько туго затянуто крепление. Найдите "канавки", проточенные по окружности нажимного диска: если они появились - значит, диск испорчен. Проверить зазор между всеми дисками системы сцепления. Значения зазора должны быть менее 0,25 мм. Осмотрите состояние прижимной пружины и фасонной гайки. В случае необходимости - смазать или заменить.
Снять вторичный диск сцепления. И осмотреть все вращающиеся детали - нет ли на них притертостей или нагара. Осмотрите прижимную пружину и ведомый диск - нет ли на них трещин и нагара. Поскольку вторичный диск сцепления снят со снегохода, то теперь стало возможным осмотреть подшипники вала рычага сцепления, переведя рычаг из одного положения в другое, проверьте подшипники. Если чувствуется малейший люфт, то замените подшипники. Нанесите небольшое количество смазки на поворотный узел рычага включения сцепления и соберите в обратном порядке вторичный диск.
Соберите и установите первичный диск. Наждачной бумагой протрите потертости на первичном и на вторичном дисках. Сдуйте пыль сжатым воздухом.
Проверьте расстояние между дисками сцепления. На всех машинах это расстояние разное, поэтому обратитесь к руководству по эксплуатации своего снегохода. Проверьте, нет ли на ремне переломов. Справьтесь в руководстве по эксплуатации и удостоверьтесь, что параметры обоих устройств выдерживаются. В большинстве руководств по обслуживанию указано, как такие измерения проводить, а также - что нужно делать, если измеренные параметры отклоняются от указанных.
Если вы не практикуете ежегодный осмотр коробки цепи, то пришло время снять крышку. Осмотрите цепь и звездочки на наличие износа и замените их при необходимости. Здесь же можно осмотреть состояние подшипников. Ничто не занимает так свободное время, как негодные компоненты цепной коробки.
Проверьте правильность натяжения цепи. Снимите старое масло и осушите цепь сжатым воздухом. Установите на место крышку цепной коробки и введите в коробку указанное количество специального масла, рекомендуемого изготовителем снегохода. Ни в коем случае не гонитесь за дешевизной. Можно, конечно, слить масло из трансмиссии с грузовика на работе, но все же лучше использовать масло, указанное в спецификации снегохода.
И вот пришло время проверить состояние тормозов. Проверьте по документации, что все параметры и узлы тормозной системы соответствуют указанным изготовителем и, что на них нет трещин. Если возникают сомнения в работоспособности любой детали тормозной системы, лучше эту деталь заменить. Если у вас гидравлические тормоза, проверьте уровень жидкости в тормозной системе. Если тормозная жидкость прослужила более двух сезонов, смените ее и прочистите всю систему.
Если вы не сняли гусеницу для снегоходов перед постановкой на хранение, то в начале следующего сезона вы можете столкнуться с опасностью наматывания гусеницы на задние натяжные колеса. Вращая гусеницу руками, проверьте, нельзя ли ее снять. Хуже всего, если окажется, что придется заменить какое-нибудь заднее натяжное колесо.
Осмотрите гусеницу - на ней не должно быть отверстий или надрывов. Некоторые компании рекламируют услуги по ремонту гусениц снегоходов. Если у вас надлежащие знания, можете и сами ее осмотреть.
Проверьте правильность натяжения гусеницы и ее продольное выравнивание. Поскольку у всех снегоходов характеристики гусеницы различны, обратитесь к руководству пользователя.
Подвеска
Проверьте состояние подвески снегохода. Начинайте с передней, а затем переходите к задней. Проверьте любую возможность утечек жидкости из амортизаторов. Если у вас амортизаторы "Fox Shocks", то снимите их и отдайте в ремонт. Амортизаторы "Fox Shocks" требуют смены масла через каждые 2000 мили хода или в конце каждого сезона, что случится раньше.
Мы не можем сказать, из какого соображения эти цифры получаются и, что изменяется в характеристиках подвески снегохода. Характеристики подвески ухудшаются постепенно и очень медленно, так что вы даже и заметить это не сможете. Некоторые водители прямо заявляют, что они не помнят, насколько ухудшилось состояние их подвески прежде, чем амортизаторы были отправлены на положенное техническое обслуживание. Другие пользователи снегоходов меняли машину на более новую только потому, что их ход стал более жестким, тогда как всего лишь нужно было восстановить работоспособность амортизаторов.
Смажьте все узлы трения. Начните смазку узлов в передней части машины, каждый раз опускаясь сверху вниз, к раме. В руководстве пользователя именно так процедура смазки и описана.
Осмотрите раму снегохода - нет ли на ней повреждений или следов повышенного износа. Тщательно осмотрите и обследуйте каждое колесо. Вращением каждого колеса удостоверьтесь, что оно вращается свободно и бесшумно. Направляющие канавки на колесах не должны носить следов слишком большого износа. С наступлением зимы станет видна гибкость гусеничной ленты. Следует смазать все трущиеся узлы по всей раме снегохода и собрать машину.
Дважды подтяните весь крепеж подвески, передней и задней. Для всех точек смазки следует использовать красный "локтит", за исключением сквозного болта, где полагается наносить голубой "локтит".
Мотор
Лучшее время для проверки компрессии - только что выключенный прогретый мотор. Установите датчик компрессии в цилиндр. Два раза перепроверьте, что ключ зажигания извлечен и, аварийный включатель также выключен. Если ключ зажигания останется неизвлеченным, то возникнет риск повреждения системы зажигания. Держите регулятор газа полностью открытым и дайте мотору 5-6 раз полные обороты. Показания датчика должны быть где-то в районе 760-965 кПа.
Если показания прибора меньше указанных, то у вас на снегоходе, возможно, уже достаточно изношенный мотор, которому требуется техническое обслуживание. Такую же процедуру следует провести на всех имеющихся цилиндрах мотора. Показания компрессии между цилиндрами должны различаться не более чем на 15%.
Проверьте состояние свечей зажигания. Если их состояние отличается от превосходного, то замените их без сожаления. Проверьте головки свечей - нет ли трещин или загрязнений. Вывинтите головку свечи и измерьте сопротивление омметром. Контрольная величина составляет около 5 кОм +/- 10%. Винт под колпачком должен быть чистым, а не какого-либо цвета. Если что-то не так, замените свечу.
Если у вас снегоход с водяным охлаждением, то настал подходящий случай слить полностью охлаждающую жидкость и промыть систему. Запустите мотор и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Слейте хладагент и смените фильтр (если фильтр в системе имеется). Залить свежий хладагент из смеси хорошего антифриза в смеси из 60% хладагента и 40% воды. Если снегоход оборудован приводным ремнем системы охлаждения, проверьте его состояние и смените при необходимости.
Общие вопросы
Теперь снегоход следует очистить и покрыть корпус хорошей полировочной пастой. Таким способом обеспечивается защита внешнего покрытия от атмосферного и иного внешнего воздействия. Тщательно осмотрите весь снегоход снаружи и зафиксируйте отмеченные проблемы. Пятна кислотных осадков, грязь и песок проще всего удалять с машины, когда они свежие, а не застарелые. Проверьте систему электроснабжения и нанесите небольшое количество диэлектрической смазки на контакты, что предохранит их от быстрой коррозии. Проверьте свечение передних и задних огней. Если снегоход оборудован ручным клаксоном, проверьте его работоспособность. Как раз в конце сезона, а не в его начале, такими делами и нужно заниматься.
Следует помнить, что одинаковых двух машин не бывает. Следует внимательно осмотреть снегоход, обращая повышенное внимание на проблемные участки, характерные именно для данной машины.
Теперь машина может дожидаться нового сезона. Самое глупое - это с первым снегом не гонять по заснеженным холмам, а начать разборку мертвой машины, покрытой заскорузлой грязью.