Все про гусеницы для снегоходов

Какими бы качественными ни были гусеницы для снегоходов, рано или поздно возникает необходимость в их замене, особенно если машина эксплуатируется активно. Новые гусеницы также приобретают, когда хотят заменить их на более совершенные. Кроме того, некоторые владельцы техники покупают дополнительную пару для того, чтобы использовать снегоходы в целях, с которыми «родные» не способны справиться.

Особенности и назначение

Основное предназначение гусениц для снегоходной техники заключается в том, чтобы помочь машине максимально беспрепятственно двигаться по бездорожью. Иными словами, оборудование не дает снегоходам закопаться в снегу. За счет использования гусениц многократно уменьшается давление агрегата на землю. Как результат, точка опоры становится максимально устойчивой, а перемещение — комфортным и безопасным.

Дело в том, что зимой снег в ходе движения попадает на радиатор и охлаждает его. Если машина долгое время движется по земле, то снег не попадает и мотор перегревается. Кроме того, в условиях грунта смазка гусеничных элементов не производится, что приводит к их истиранию.

Устройство

Конструкция гусениц в обязательном порядке предполагает наличие привода и приводной звездочки. В подавляющем большинстве случаев первый выполняют в форме современного вариатора, то есть в нём задействованы облегченные сплавы и предусмотрена особая система охлаждения, которая многократно снижает уровень трения и потери.

Подобное устройство позволяет сохранять степень натяжения ремня на максимуме. Гусеница для снегоходных машин включает такие конструкционные элементы, как:

  • пластиковая труба диаметром, не превышающим 4,5 см;
  • транспортные полосы — 2 шт.;
  • болты — 2 шт.;
  • ролики;
  • подламывающаяся пятка;
  • ошиповка.

Разновидности

Гусеницы для снегоходной техники могут быть простыми и шипованными, специализированными и универсальными, короткими и длинными.

Конструкция

Конструкционные особенности гусениц могут варьироваться в зависимости от предназначения самой машины.

Так, спортивные снегоходы обычно оснащаются гусеницами двух типов: для асфальта либо для снежной трассы. И в том, и в другом случае изделия спортивного типа являются узкими и укороченными — это позволяет обеспечить максимальную маневренность и хорошую управляемость техники. Высота грунтозацепа спортивных моделей не превышает 0,75 дюйма.

Для туристических машин обычно используются гусеницы, способные обеспечить максимально эффективное соотношение скорости, комфорта, а также проходимости и управляемости. Именно поэтому такие модели имеют средние показатели длины. Высота грунтозацепов в них варьируется в пределах от 1,25 до 2,25 дюйма — выбор конкретной модели зависит от того, в каких условиях вы планируете использовать снегоход. По пересечённой местности на рыхлом снегу лучше использовать грунтозацепы высотой 1,75-2,25 дюйма. Во всех остальных случаях будет достаточно установки невысоких приспособлений.

Особые конструкционные параметры отличают утилитарные снегоходы. Дело в том, что предназначение такой техники — это перевозка тяжелых и габаритных грузов по лесной и труднопреодолимой местности, именно поэтому гусеницы для таких машин должны обеспечивать максимально возможную проходимость. Их оборудуют удлинёнными гусеницами, а ширина таких устройств максимальна (превышает 20 дюймов) — такая особенность позволяет давать минимальное давление снегохода на грунт, машина трогается с места уверенно, без закапывания в снег. У таких моделей высота грунтозацепов варьируется в пределах от 1,5 до 2,25 дюйма.

Довольно специфическими гусеницами оснащаются горные модели — они очень длинные и узкие. Тем самым становится возможным достижение максимальной проходимости, а кроме того, существенно снижается риск переворотов при езде по наклонной дороге. Основной особенностью горных гусениц считается особая конструкция грунтозацепов, высота которых достигает 3 дюймов.

Отдельного внимания заслуживает количество рядов гусениц. Наибольшее распространение получили модели с 4,6 и 8 гусеницами, при этом чем больше их количество, тем выше проходимость техники.

Материалы

Для изготовления гусениц используются резиновые или композитные материалы. Чаще всего в ход идет мягкая резина — она обладает большим количеством преимуществ. У неё «хорошая память», это значит, что она способна восстанавливать форму. Резина имеет свойство сопротивляться механическим повреждениям (различным ударам и скрытым препятствиям), они нередко встречаются при движении по пересеченной местности и горным склонам. Резина мягкого типа, скорее, загнется, чем сломается.

На большой скорости грунтозацепы из мягкой резины складываются — это позволяет создавать сплошную опору, которая уплотняет снег под машиной, тем самым достигается максимальная плавучесть и возникает подъемная сила, выталкивающая машину из снега. Эта характеристика особенно актуальна при передвижениях по глубокому, сухому и мягкому снегу.

А вот для передвижения по слежавшемуся снегу лучше использовать модели из более жесткой резины, это делает движение максимально безопасным.

Виды зацепления

Даже если пользователь планирует ездить по пушистому снегу, то не исключено, что на трассе ему встретятся участки уплотненного снега, равно как и машина может оказаться на участках пушистого сухого снега, приготовившись двигаться по насту. Именно поэтому приходится находить компромисс между жесткой резиной и формой грунтозацепов.

Самые эффективные модели гусениц оснащены пальцами, то есть имеют грунтозацепы в форме цилиндров, — такая конструкция позволяет обеспечить передвижение по рыхлому снегу, а также максимальное сцепление с твёрдым настом.

Размеры

В продаже можно встретить как длинные гусеницы, так и самые маленькие, короткие мини-конструкции.

При определении размеров принципиальное значение имеет несколько основных показателей.

  • Длина ленты — рассчитывается как расстояние от переднего модуля до заднего края гусеницы. Чаще всего на спортивные и горные снегоходы устанавливаются гусеницы длиной от 3830 мм.
  • Ширина ленты — это длина от внутреннего до внешнего края. Среди производителей распространение получили гусеницы четырех видов: 300, 380, 500 и 600 мм. При этом гусеницы 380 мм наиболее востребованы — они представляют собой стандартные изделия, которые крепятся на подавляющее большинство снегоходов, включая спортивные и горные модели.
  • Высота грунтозацепа — для всякой машины имеется своя подходящая высота грунтозацепа.
  • Шаг гусеницы рассчитывается от начала одного окна до начала каждого последующего, обычно этот показатель определяется производителем для каждого образца отдельно. Наибольшее распространение получили модели с шагами 2,52 дюйма и 2,86 дюйма — на их долю приходится 90% всего ассортимента. Также в ходу гусеницы с шагом 3,0 дюйма и 3,5 дюйма — такие модели обычно предназначены для редких горных снегоходов.

Производители

На современном рынке большое распространение получили гусеницы для снегоходов российского и китайского производства. Кроме того, пользуются спросом модели, изготовленные в Хорватии, Канаде, Испании, Польше и США.

Для импортных снегоходных машин обычно используют гусеницы заводов Polaris, Arctic Cat, а также LYNX, Ski-Doo и Yamaha. Для отечественных предпочтение обычно отдают брендам из России «Тайга», «Буран», «Композит», «Рысь», а также «Тикси» и «Рыбинка».

К базовым характеристикам типичных гусениц этих марок относят:

  • «Буран» предусматривает зацепление с числом шагов 41, вес оборудования — 11 кг, длина — 2070 мм, ширина —380 мм, шаг — 50,5 мм;
  • «Тайга» – зацепление выполняется через окна, число шагов — 43, масса — 12 кг, длина — 2785 мм, ширина — 365 мм;
  • «Композит» – зацепление по типу цевочного, число шагов — 54, масса — 15 кг, длина — 2685 мм, ширина — 386 мм;
  • Yamaha – зацепление производится через окна, число шагов — 38, масса —18 кг, длина — 2986 мм