Как выбрать дизельную тепловую пушку

Дизельные тепловые пушки способны помочь, если электрические и газовые по тем или иным причинам не подходят: среди дизельных пушек есть модели, которыми можно безопасно греть жилые помещения, а максимальная мощность обогрева у них доходит до 200 кВт.

Впрочем, недостатки у дизельных тепловых пушек тоже есть: высокая цена - в пересчете на киловатт тепловой мощности, дизельные пушки заметно дороже как электрических, так и газовых; дорогое топливо - при сходном удельном расходе топлива на киловатт мощности, само топливо стоит в 1,5-2 раза дороже, чем газ; дизельные пушки прямого нагрева имеют более «грязный» выхлоп, чем газовые - требования к вентиляции обогреваемых помещений при использовании дизельных пушек выше.

Характеристики дизельных пушек

Тип нагрева. Дизельная пушка прямого нагрева конструктивно похожа на газовую тепловую пушку: топливо под давлением подается в форсунку камеры сгорания, разбрызгиваясь, перемешивается с поступающим от вентилятора воздухом и сгорает, передавая тепло воздуху. Продукты сгорания при этом выводятся в обогреваемое помещение.

Дизельная пушка непрямого нагрева отличается наличием изолированной камеры сгорания. Наружный воздух нагревается, прогоняясь вентилятором вдоль нагретых стенок камеры сгорания. Продукты сгорания у пушек такой конструкции с нагреваемым воздухом не контактируют, выводясь наружу через дымоход. Благодаря этому дизельные пушки непрямого нагрева можно использовать для обогрева жилых помещений.

В то же время, у пушек непрямого нагрева появляются дополнительные недостатки:

  • такие пушки заметно дороже пушек с прямым нагревом;
  • КПД пушек с непрямым нагревом ниже;
  • требуют либо подключения к дымоходу, либо к гофрированной трубе снаружи здания;
  • необходимость подключения к дымоходу или к трубе снижает мобильность устройства;
  • мощные тепловые пушки потребляют большое количество кислорода, поэтому, при установке пушки в закрытом помещении, следует организовать приток наружного воздуха к пушке.

Топливо. Большинство дизельных пушек способно работать как на керосине, так и на дизельном топливе. Однако, использование каждого из этих видов топлива имеет свои нюансы.

При сжигании солярки (диз.топлива) выделяется больше вредных веществ – особенно при неточной настройке подачи воздуха. Керосин же создает повышенную нагрузку на топливный насос, который при работе смазывается перекачиваемым топливом, а в керосине не содержится парафинов и его смазочная способность меньше. Поэтому использование керосина вместо солярки снижает ресурс топливного насоса, что, впрочем, немного компенсируется увеличением ресурса топливного фильтра (керосин чище). Добавлять в керосин масло для смазки насоса не рекомендуется – при сгорании оно, во-первых, увеличивает содержание вредных веществ в выхлопе, а во-вторых, образует нагар на поверхности камеры сгорания.

Категорически не рекомендуется заправлять дизельную пушку мазутом или машинным маслом (тем более – отработанным). Пушки, работающие на машинном масле, существуют, но имеют немного другую конструкцию, а форсунки, топливный насос и фильтры у них рассчитаны на более вязкое топливо.

Запрещается заправлять дизельные тепловые пушки легковоспламенимыми видами топлива – бензином или спиртом.

Максимальная мощность обогрева определяет количество тепла, генерируемого тепловой пушкой, и соответственно, объем обслуживаемого помещения. Обычно производителем приводятся оба параметра, но подбирать пушку лучше по первому – по мощности.

Во-первых, дизельные пушки могут использоваться как для прогрева жилых утепленных помещений со слабым воздухотоком, так и для прогрева неутепленных помещений со свободным поступлением наружного воздуха. Для каждого из этих случаев используются разные методы подбора. Во-вторых, кроме объема помещения имеют значение и материал стен, и высота потолков, и даже климат местности. Учет этих параметров даст возможность подобрать оптимальную модель, не переплатив за избыточную мощность.

При выборе дизельной пушки непрямого нагрева в закрытое помещение без свободного поступления воздуха используется формула:

  • где V – объем отапливаемого помещения, ΔT – перепад температур между текущей температурой снаружи помещения и требуемой температурой внутри и К – коэффициент теплопроводности, зависящий от материала стен здания. (К от 3 до 4 - стены из досок, профнастила, поликарбоната; от 2 до 3 - здания со стенами в один кирпич; от 1 до 2 - здания со стенами в два кирпича; от 0,6 до 1 - хорошо теплоизолированные здания). Поскольку 1 кВт/ч = 860 ккал/ч, для получения результата сразу в кВт/ч можно использовать формулу

Так, для прогрева до +20ºС плохо утепленного помещения площадью 100 м2 с высотой потолков 2,5 м при наружной температуре -20ºС потребуется пушка мощностью

А вот для прогрева неутепленных помещений со свободным поступлением свежего воздуха и для создания локальных прогретых зон в неотапливаемых помещениях точный расчет выполнить проблематично, можно только приблизительно оценить необходимую мощность по таблице:

Необходимая мощность будет больше, если помещение имеет высокие (выше 3м) потолки, незастекленные или открытые окна и двери.

Если в помещении есть свободный выход воздуха сверху (незастекленные окна под потолком, отсутствие крыши и т.д.) прогреть весь воздух вообще не получится, возможно только создание локальной теплой зоны в непосредственной близости к пушке.

Производительность теплого воздуха определяет объем воздуха, проходящий через пушку за определенный промежуток времени. При этом производительность сама по себе слабо влияет на скорость прогрева помещения – увеличение производительности без соответствующего прибавления мощности на скорость прогрева не повлияет.

Поэтому производительность тепловой пушки следует рассматривать не с точки зрения производительности как таковой, а скорее применительно к условиям эксплуатации. Чем выше производительность пушки при одной и той же мощности, тем холоднее будет воздух на выходе из неё и тем обширнее будет зона локального прогрева. Высокопроизводительные пушки со сравнительно небольшой мощностью будет удобно использовать для прогрева протяженных участков стен или труб, для создания теплых зон в неотапливаемых помещениях.

Регулировка температуры применительно к дизельным пушкам означает наличие термостата и возможность поддержания заданной температуры в автоматическом режиме. При этом изменять степень нагрева дизельная пушка не может, регулировка температуры производится в импульсном режиме – автоматическим включением при падении температуры и отключением при её росте выше заданного уровня. В отличие от газовых тепловых пушек, многие модели которых могут изменением подачи топлива регулировать температуру воздуха на выходе, дизельные пушки такой возможности не имеют. Следует учитывать эту особенность при выборе тепловой пушки, поскольку температура воздуха на выходе мощной дизельной пушки может достигать 400ºС – подносить горючие материалы или подходить к её соплу ближе 2 м нельзя.

Нагрев у дизельных пушек производится горящим топливом, но электричество пушке все равно нужно – для работы вентилятора, топливного насоса и электроники. Потребляет пушка немного – не больше 1 кВт, но бесперебойное питание для неё достаточно важно – внезапное выключение вентилятора на прогретой пушке может привести к перегреву электроники и выходу её из строя. По этой же причине нельзя выключать пушку из сети до полной остановки вентилятора.

Если пушку предполагается использовать автономно, с питанием от аккумулятора через инвертор, то лучше выбрать модель с небольшой потребляемой мощностью. Продолжительность работы пушки от аккумулятора рассчитывается по формуле

где Р – мощность электродвигателя пушки, С – емкость аккумулятора в А•ч, U – рабочее напряжение аккумулятора, 0,8 - коэффициент, связанный с КПД инвертора и падением емкости аккумулятора при его разряде повышенным током.

Так, от автомобильного аккумулятора емкостью 60 А•ч пушка с электродвигателем мощностью 200 Вт проработает непрерывно 0,8 х 720 / 200 ≈ 3 часа.

Расход топлива дизельной пушки зависит только от мощности и составляет примерно 0,08 кг/ч на 1 кВт. Так что сам показатель при выборе пушки не так важен, зато с его помощью можно вычислить время непрерывной работы на полном баке (для этого вместимость топливного бака надо поделить на расход топлива) и, соответственно, подобрать модель с нужным объемом бака.